Аудитория в массовой коммуникации


Аудитория в массовой коммуникации
- специфическая динамическая социокультурная общность, члены к-рой объединены практикой обращения к конкретному медиатексту (напр., книге, статье в газете, кинофильму, телепрограмме, радиопередаче и т. п.), либо к конкретному СМК, напр., к телеканалу, радиостанции, газете, журналу, интернет-сайту и т. п., либо к типу СМК (телевидению, радио, газетам, журналам, Интернету и др.). Теоретическое осмысление представлений об А. в м. к. началось только в XX в. Выделились 2 ключевые парадигмы рассмотрения А. в м. к.: теоретико-коммуникативная и эмпирическая. Теоретико-коммуникативная парадигма развивалась в три периода: I. Конец 1930-х - сер. 1950-х гг.; аудитория понималась как масса, т. е. большая по численности совокупность разрозненных, анонимных и пассивных реципиентов (т. е. лиц, принимающих сообщения), а массовая коммуникация определялась как однонаправленный процесс, идущий от коммуникатора, к-рый транслирует нек-рое сообщение по нек-рому каналу реципиентам для достижения планируемого эффекта (Г. Лассуэлл). II. Сер. 1950-х - сер. 1970-х гг.; происходит осмысление аудитории как совокупности микрообщностей (малых групп), члены каждой из к-рых связаны между собой информационным взаимодействием. Возникает так называемая «модель двухступенчатого потока коммуникации» (И. Кац, П. Лазарсфельд, Р. Мертон и др.). Ключевую роль в ней играют «лидеры мнения» - персоны, наиболее чувствительные к информации, хорошо ориентирующиеся в массово-коммуникационных потоках и умеющие убедительно интерпретировать информацию. Сообщения от коммуникаторов воспринимаются в первую очередь лидерами мнения, а от них движутся к остальным членам малых групп в интерпретации лидеров мнения. Аудитория перестает пониматься как абсолютно пассивная масса. Появляются исследования явления обратной связи аудитории с СМК. Понятие «реципиент» постепенно начинает рассматриваться как ролевое. III. Сер. 1970-х гг. по настоящее время; складывается представление об А. в м. к. как о непрерывно меняющейся социальной общности (не тождественной самой себе в каждый момент времени), к-рую определяют также как общность динамическую и ролевую. Ее члены активны, им присущи навыки выбора. Эмпирическая парадигма рассматривает А. в м. к. преим. в рамках экономико-маркетингового и политико-пропагандистского дискурсов. В ее основе лежит представление об аудитории как о ресурсе в маркетинговых и политико-пропагандистских коммуникациях. Аудитория воспринимается лишь как объект воздействия в рекламных или PR-кампаниях, цель к-рых - влияние на поведение людей (потребительское, политическое и др.). СМИ, захватывая большие или меньшие объемы аудитории, могут предлагать их заказчикам (рекламодателям, полит. организациям и т. п.). На первый план выходит эмпирическая составляющая - непрерывные замеры аудитории, определяющие ее объем и структуру для отдельных СМК или их компонентов. Эмпирическая парадигма в исследованиях аудитории СМК стала складываться с 1920-х гг. в связи с развитием техники прикладных массовых опросов. Осн. вектор развития данной парадигмы был направлен, во-первых, на методико-технол. усовершенствование - поиск эффективных методов измерения объемов аудитории, во-вторых, на эмпирическое изучение закономерностей в поведении аудитории как специфической общности. В 1930-е гг. в США, Канаде и др. странах появляются специализированные центры, занимающиеся исследованиями аудитории СМК. Возникают и начинают широко внедряться специализированные методы опросов аудитории: в 1920-е гг. - личные интервью, почтовые и телефонные опросы, а в 19301940-х гг. - дневниковые панели и автоматизированные измерения радиоаудитории. С распространением ТВ в 1950-е гг. данные методы начинают применяться для исследований телеаудитории, а с появлением Интернета в 1990-е гг. - для исследований интернет-аудитории. Лит.: Шариков А. В. Ритмы городской телеаудитории России. М., 1997; Он же. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований) // Мир России. 1997. № 1. А. В. Шариков

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. . 2011.

Смотреть что такое "Аудитория в массовой коммуникации" в других словарях:

  • Аудитория в массовой коммуникации: контакт — Установление и поддержание контакта с аудиторией, проявляющей интерес к удовлетворению своих духовных, информационных и коммуникативных потребностей, требует применения СМК опр. арсенала выразительных средств, а также знаковых (семиотических),… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ — область социологии, предмет к рой закономерности массовых информационных процессов и деятельности соц. ин тов, производящих и распространяющих массовую информацию. Исследования С.м.к. традиционно разделяются (исходя из структуры процесса массовой …   Российская социологическая энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ — (SOCIOLOGY OF THE MASS MEDIA) Исследователи, работающие в этой области, в настоящее время занимаются, главным образом, тремя вопросами. (1) Основной интерес вызывает исследование сообщений массовой коммуникации (масс медиа), и для этой цели был… …   Социологический словарь

  • аудитория — В психологии группа, воспринимающая речь. Обычно пространственно размещенная группа малая, объединенная взаимодействием с коммуникатором в ходе восприятия речевого сообщения. Пространственное размещение членов группы связано с их количеством.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • АУДИТОРИЯ — англ. audience; нем. Publikum. Совокупность лиц, являющихся адресатом общего для всех ее членов средства массовой коммуникации при минимальном или даже вовсе отсутствующем взаимодействии их друг с другом. А. может представлять собой агрегат, напр …   Энциклопедия социологии

  • АУДИТОРИЯ — (AUDIENCE) В социологии массовой коммуникации в течение последних двух десятилетий наблюдался значительный интерес к исследованию аудиторий медиа событий. Хотя в центре внимания находились прежде всего телевизионные аудитории, с этой точки зрения …   Социологический словарь

  • АУДИТОРИЯ СМИ — совокупность получателей сообщения, общего для всех ее членов. А. может представлять собой социальную группу и тогда обладать характеристиками: локализована в пространстве и во времени, имеет внутреннюю структуру и предполагает взаимодействие ее… …   Социология: Энциклопедия

  • Аудитория — от лат. auditorium место для слушания)относительно устойчивая совокупность индивидов, сформированная в процессе их взаимодействия с определенным источником информации. В широком значении под аудиторией понимают один из субъектов массовой… …   Социологический справочник

  • АУДИТОРИЯ — англ. audience; нем. Publikum. Совокупность лиц, являющихся адресатом общего для всех ее членов средства массовой коммуникации при минимальном или даже вовсе отсутствующем взаимодействии их друг с другом. А. может представлять собой агрегат, напр …   Толковый словарь по социологии

  • Аудитория СМИ: типологии — Существует множество оснований для классификации аудитории (А.) СМИ. В самом общем виде их разделяют на медиалогические, социально демографические, психологические (включая социально психологические), политологические, маркетологические и др.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь